Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
15.10.2009

Святыни Толгской обители в Свято-Троицкой Александро-Невский Лавре.



Приглашаем все с 13 по 26 октября сего года в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру поклониться святыням Толгской обители.

1. Частица величайшей святыни Православного мира - Ризы Господа нашего Иисуса Христа. (Честная Риза Господа нашего Иисуса Христа была перенесена в Москву в 1625 году из Персии. От Ризы было отделено четыре частицы, одну из которых царь Алексей Михайлович и Патриарх Московский и всея Руси Иосиф подарили в Ярославль, братьям Скрипиным, построившим прекрасную церковь Илии пророка. В 20-е годы, в момент изъятия церковных ценностей, был утерян и серебренный ковчег с частицей Ризы. По милости Божией, в 2003 году частица Ризы была чудесно найдена в фондах Ярославского музея и передана Церкви.)

2.     Толгская икона Божией Матери (список 19в.).

3.     Икона с частицей мощей Святители Игнатия (Брянчанинова). учителя покаяния и молитвы.

4.     Ковчежец с частицей св. мощей мчч. Адриана и Наталии (частицу их святых мощей привезли благодетели в дар обители в этом году из г.Милана, Италия). Святые мученики Адриан и Наталия являют дивный пример супружеской любви, основой которой является любовь к Богу. Их святых молитв и помощи просят в семейных трудностях.


Краткая история Толгского монастыря. Толгская чудотворная икона Божией Матери.

Матерь Божия явила Свой Толгский образ в тяжелые на Руси времена татаро-монгольского ига. «Пресвятая Госпоже Богородице, - в вопле отчаяния взывали тогда русские люди, - Ты избавила род христианский от адова мучительства и ныне избави нас от нахождения поганых и злого и нечестивого пленения и посечения!»

В августе 1314 года совершилось радостнейшее событие для измученных физически и нравственно, живущих в вечном страхе и печали жителей страны ярославской»

Ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор), объезжая владения своей обширной епархии и утверждая людей в вере и благочестии, возвращался рекою Волгою в Ярославль из Белозерской страны. Застигнутый поздним вечером впути, 7 августа, он, вместе с бывшими при нем священниками и клириками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. Место это было тогда необитаемое, а против него, на другой стороне Волги рос большой дремучий лес. В полночь, святитель, пробудившись от сна, видит в шатре своем свет, проникавший в него отвис. Обратившись же к реке, он увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. С ужасом удивляется святитель такому видению. Помолившись Богу и взявши свой жезл, идет он к реке, никого не разбудив из своих спутников, входит на зримый мост шествует по воде, как по действительному мосту, подходит к огненному столпу и посреди его видит Образ Божией Матери с Предвечным на руках Ее Младенцем, стоящий на воздухе, в возвышении от земли более пяти локтей. Святитель подергается перед Образом и молится Царице Небесной с сердечным умилением и слезами. Помолившись же возвращается по тому же мосту в свой ночлег, оставив по забвению свой жезл на месте моления, входя в шатер всех находит спящими, и сам предается покою, смиренно желая утаить бывшее ему

дивное явление. Утром же 8 августа, вставши от сна и совершив обычные молитвы, спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья архиерейского ложа, и доложили о том святителю. Уразумев из сего, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон показывает перстом заВолгу, не будучи в состоянии ничего выразить словами от сердечного умиления и слез. Потом он пересказал по порядку все, что видел за Волгой и как там был. Слуги, переехав Волгу, стали искать жезл и обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и близ нее жезл своего архипастыря, На месте явления Чудотворного Образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу,,,». В это время весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля, Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста, пола и состояния, приходят здоровые и больные, и все, увидевши Образ, радуются радостью великою и помогают святителю

2

Трифону в строении церкви. Молитвами Пресвятой Богородицы и помощью народа церковь к полудню отстраивается, а к вечеру святитель освящает ее во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в нее Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Ее в 8-ой день месяца августа, В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.

Явленная икона написана древним греческим письмом на доске, мерой в длину почти 14, в ширину почти 11 вершков. На иконе Матерь Дева представлена несколько наклонившей Свою главу к держимому на левой Ее руке Младенцу. Правая Ее рука, опущенная долу, от локтя обращена к Богомладенцу с простертой дланью, как бы просящая милости. Богомладенец изображен с лицом, прикасающимся к лику Матери, и правой Своей рукой объемлет Ее главу. В таком начертании иконы самым наглядным образом отображается та беспредельная любовь Божия к роду человеческому, которая побудила Бога-Слова к воплощению от Девы. Среди икон Божией Матери типа «Умиление», к которому относится и Толгская икона, трудно найти равную ей повыражению скорби. Кто тот Образ написал и откуда он взялся в дремучем лесу, того никто не знает.

Первым событием, которое становится известным в истории новосозданной обители является чудо истечения от святой иконы цельбоносного мира, 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, когда. священник возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», внезапно от иконы Божией Матери; из правой руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. После- утрени братия пели молебен Пресвятой Богородице, и когда в конце оного запели: «Владычице, Приими молитвы раб Твоих»» тогда от той же иконы, из левой ножки Предвечного Младенца также истекло миро. Это двойное чудо произвело необыкновенно сильное впечатление на всех присутствовавших, наполнив их удивлением и ужасом, сменившимся потом слезами умиления и благодарности, когда миро оказалось целебным. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую,

Божия помощь и покров Царицы Небесной никогда не оставляли. Толгскую обитель, прославляя икону благодатными чудесами. Расскажем о некоторых из них.

В городе Ярославле жила девица по имени Мария, одержимая нечистым духом, и терпела, от того столь сильные мучения, что правый глаз еевыступил из своего места. В таком несчастном положении она пребывала в продолжение полугода. Наконец, родственники привели ее в Толгский монастырь. Здесь, помолившись перед иконой Богоматери, она тотчас получила освобождение от нечистого духа и скорое исцеление от болезни: ее правый глаз вступил в свое

место, и она совершенно здоровой возвратилась домой, восхваляя Бога и Пречистую Богородицу.

В пределах города Ярославля жил князь, именем Исаакий, с супругой, Находясь в супружестве более двадцати лет, они не имели детей. После того они однажды, по взаимному согласию между собой, отправились в Толгскую обитель и просили игумена придти к ним в дом с образом Богоматери и совершить всенощное бдение, дабы Бог, по молитвам Богородицы, исполнил их пламенное желание и разрешил их долговременное неплодство. Бог внял молитвам рабов Своих и наградил их усердие рождением сына и потом дочери,

По прошествии нескольких лет, в начале XV века, в монастыре произошел большой пожар. Пламя мгновенно объяло и церковь, так что братия не могли ничего спасти из церковных вещей. Сгорели кельи, ограда, все погибло в этом огненном потоке; а потому все думали что и чудотворная икона. Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но когда пожар окончился, то святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дерене, чудесно изъятую из пламени совершенно невредимую и сияющую светом,

Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

В Новгороде жил человек, именем Василий, имевший скорченные и иссохшие ноги, вследствие чего он ползал на колодках, Он наследовал от своих родителей великое богатство и из этого богатства делал подаяния в святые церкви и раздавал милостыни нищим; принимал странных, одевал нагих, посещал заключенных в темницах и непрестанно обходил святые церкви, слезно моля Бога об облегчении его болезни, В таком состоянии он услышал о чудесах, совершающихся от иконы Пресвятой Богородицы в обители Толгской, Поэтому он, не смотря на дальность расстояния и трудность путешествия, велел везти его в Толгскую обитель. Случилось, что он достиг обители, когда сгорела в ней церковь. Видев посещение Божие, Василий побудил настоятеля обители к построению нового храма и на сооружение его пожертвовал значительную часть своего имения. В непродолжительное время, с помощью Божией, была построена новая деревянная церковь, более просторная и красивая. Во время ее освящения, когда совершалось обычное обхождение освящаемой церкви с иконами и крестами, Василий, увидев чудотворный Образ Богоматери, начал горько плакать и усердно молиться, прося Пресвятую Богородицу исцелить его от лютой болезни. Когда он молился, то внезапно ноги его утвердились; он почувствовал себя совершенно здоровым и стал ходить, как будто бы никогда не был болен. Исполнившись великой радости, он велегласно прославлял дивную в чудесах Пречистую Богородицу.

В 1553 году мирная жизнь обители была, ознаменована посещением монастыря царем и Великим князем Иоанном Васильевичем Грозным, Поводом к этому посещению послужило путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь но случаю болезни его ног, На возвратном оттуда пути по рекам Шексне и Волге, царь остановился у Толги. Игумен и братия тепло встретили Царя, отслужили молебен. Царь много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И вот, в тот же час ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым, Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века.

1612 гол отмечен в летописи Толгской обители древнейшим из известных крестных ходов с Чудотворной иконой в город Ярославль. Тогда Ярославль назначен был сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и с ней всего Русского царства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, от которого в мае месяце гибли тысячи людей, Князь Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Святая икона была принесена и участвовала во всеградском крестном ходе. После этого крестного хода болезнь утихла.

Ужасные стихийные бедствия - голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такой силой, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира, Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

В 1928 году монастырь был закрыт. Чудотворная икона Толгской Богоматери 75 лет находилась в Ярославском художественном музее,

В декабре 1987 года, в канун 1000-летия Крещения Руси, Толгский монастырь возвращен Церкви и открыт как мерный женский монастырь в России. Сейчас страшные развалины обители уже не пугают людей, нет здесь и колючей проволоки, которая окутывала стены тюрьмы для подростков. Шестой год в ее стенах пребывает бесценное сокровище - чудотворная Толгская икона, которой со дня явления исполнилось 695 лет.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, все, более, привязывают сердца людей к дому Пречистой Богородицы на Толге. Царица Небесная никого не оставляет без Своего Материнского попечения. Не исчислить все чудеса и исцеления, которые Она совершила и ныне совершает через Свой веками намоленный образ и его списков. Люди, приходят поблагодарить Матерь Божию и поделиться с нами радостью о получении просимого: кто-то обрел бесценное сокровище - веру, кого-то Матерь Божия укрепляет в терпении, помогает бороться со страстями, сохраняет от различных опасностей,

В Акафисте Толгской иконе Божией Матери есть такие слова: «Радуйся, слезы горестные отирающая от очес страждущих и печальных. Радуйся, скорбная сердца услаждающая Твоим благодатным участием...»

Для Господа и Божией Матери ничего не стоит помочь страждущим людям, они всегда готовы исполнить наше прошение, но главное условие -наша горячая искренняя вера и теплая сердечная молитва.

 

 


 

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский.


Святителя Игнатия (Брянчанинова) называют «Отцом современного иночества». Он был великим подвижником благочестия, образцом иночества и замечательным духовным писателем 19 века. Творения свт.Игнатия являются одним из лучших руководств для духовной жизни как монахов, так и мирян. В тропаре Святителю мы поем: «...покаяния и молитвы делателю и учителю преизрядный...», т.е. всё, о чем писал, он прошел опытным путем, научая нас правильно притекать к Богу через покаяние и смирение. Главное достоинство творений свт.Игнатия состоит в том, что он излагает святоотеческое учение применительно к требованиям современности, и этим они помогают современному читателю правильно понять творения древних святых отцов и верно воплотить их в практическую жизнь.

Святитель Игнатий, во святом Крещении Димитрий, родился 5 февраля 1807г. в Вологодской губернии и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее былбоярин Михаил Андреевич Бренко, оруженосец Великого Князя Московского Димитрия Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым, воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. Благочестие и мужество было отличительной чертой рода Брянчаниновых.

Святитель Игнатий был избран на служение Богу от чрева матери, что было предзнаменовано следующим обстоятельством. Родители будущего святителя Александр Семенович и Софья Афонасьевна сочетались браком в ранней молодости. В начале супружества у них родилось двое близнецов, которые умерли па первых днях, младенчества, и юная чета пребывала долго бездетною. В глубокой печали о своем продолжительном бесчадии молодые супруги обратились к единственной помощи - помощи Небесной, Они предприняли путешествие по окрестным святым местам, чтобы усердными молитвами и благотворением исходатайствовать себе разрешение неплодия. Благочестивое предприятие увенчалось успехом: плодом молитв скорбящих, супругов был сын, нареченный Димитрием, в честь одного из первых чудотворцев Вологодских - преп.Димитрия Прилуцкого. Таким образом, очевидно, неплодство молодых Брянчаниновых было устроением Промысла Божия, чтобы младенец, испрошенный молитвою, впоследствии сделался ревностным делателем ее и опытным наставником.

Будущий инок имел счастливую участь провести свое детство в уединении сельской жизни, в ближайшем соприкосновении с природою, которая, таким образом, явилась первою его наставницей. Она вселила в него наклонность к уединению, стремление к монашеству: отрок любил молиться, углубляться в себя и среди изящной светской обстановки казался питомцем пустыни. Такое настроение малолетнего Димитрия не могло рассчитывать на сочувствие со стороны родителей. Отец его, передовой образованный помещик своего времени, хотел и детям своим (а их было 9 человек) дать основательное светское воспитание. Когда Димитрию шел шестнадцатый год, родитель повез его в Санкт-Петербург для определения в Главное инженерное училище, самое престижное военное заведение того времени. Прекрасная подготовка, исключительные способности, редкие нравственные качества юноши обратили на себя внимание Великою Князя Николая Павловича - будущего Самодержца Российского Николая I, который в то время был генерал-инспектором училища. Николай Павлович неоднократно беседовал с юношей в присутствии императрицы и детей, приглашая его к

В Анечков дворец, с особым отеческим вниманием и любовью относился к своему пансионеру, а в последствии принимал самое активное участие в жизни будущего святителя

Происхождение, воспитание и родственные связи открывали перед Дмитрием Александровичем двери самых аристократических домов и модных салонов столицы. Он бывал в доме президента академии художеств и любителей русской словесности Оленина, где познакомился с Пушкиным, Крыловым, Батюшковым, Гнедичем и другими литераторами своей эпохи. На литературных вечерах он стал любимым чтецом -декламатором». Однако светская жизнь совершенно не привлекала молодого человека, напротив того в душе юноши рождается невыносимая тоска, светские развлечения он воспринимает, как удаление от истины, от Бога; осознает, что научные знания не могут пользовать дальше человеческой жизни.

Вместе со своим другом Михаилом Чихачевым Димитрий посещает Александро-Невскую Лавру, где знакомится с иером.Леонидом (Паголкиным), будущим Оптинским старцем Львом. Это знакомство делает желание Дмитрия Брянчанинова стать монахом непреодолимым.

Блестяще закончив училище молодой Брянчанинов подаст прошение об отставке и в 20 лет становится послушником Алекеандро-Свирского монастыря. Начались подвиги иноческого жития; самоотвержение, борьба со страстями, скорбями, болезнями...

По высочайщему повелению Государя императора Николая I и рекомендацией Свт.Филарста, митрополита Московского, 27 летний архимандрит Игнатий становится настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, расположенной недалеко от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива. Живое участие к нуждам обители и расположение к настоятелю самого Императора порождало зависть и клевету. Архим.Игнатий нажил себе много врагов. На него ополчились клевета, злоба человеческая, Архим.Игнатий задавал себе вопрос и сам же отвечал на него: «Как любить ближнего? Как любить врага? Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете. Евангелие говорит: любите враги ваша, благословите клянущие вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящих вы». Нам бывает очень трудно не воздать злом за зло. Отличительной стороной жизни Святителя является полное самоотвержение ради точного исполнения Евангельских заповедей в потаенном иноческом духовном подвиге. Почти 24 года был святитель Игнатий настоятелем Троице-Сергиевой пустыни и привел ее в образцовый порядок.

 

Соприкосновение с великосветским обществом обязывало его иметь в настоятельских кельях богатую обстановку. Однажды отца Игнатия посетил его бывший друг и единомышленник архимандрит Софопия. Видя богато мебелированные приемную и гостиную, спросил отца настоятеля: «Что же, отец Игнатий? Где же наши мечты о пустыне, о строгих подвигах и лишениях?». На это архимандрит Игнатий ничего не ответил, но молча повел его в одну из комнат своего настоятельского дома, где были голые стены, одна простая икона с теплящейся лампадой, на полу убогая рогожа и всё. Архимандрит Софопия понял, что роскошь, которой вынужден был окружить себя Святитель, была только наружная, а в душе свт.Игнатий оставался строгим аскетом, скрывая, от взора людей свои подвиги. В одном из писем Святитель писал: «Я провел начало своего иночества в уединеннейших монастырях и напитался понятиями строгой аскетики, сохраняя это направление и в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином.

Нe смотря на успешную деятельность по управлению монастырем, значимую роль в Петербургском обществе, архим.Игнатий тяготился своим положением. Самым сокровенным его желанием было удалиться в отдаленный монастырь, о чем он неоднократно просил Священный Синод, Но Господь распорядился иначе. Он был рукоположен в сан епископа и назначен на Кавказскую кафедру. И только через 4 года, по состоянию здоровья, ему было предоставлено увольнение на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (сейчас Ярославской).

Об этом периоде, жизни в одном из писем свт.Игнатий писал: «Никогда в жизни своей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь». Пройдя личным опытом монашескую жизнь, чувствуя оскудений духовных наставников и желая хоть как-то утолить глад слышания слова Божий, святитель Игнатий занимается там писанием своих духовных сочинений, аскетических опытов. Он говорил: «Хочу, чтобы книга моя была другом, всегда утешительным, никогда не обременительным. Читатель найдет везде начало, везде конец, Хочу, чтобы книга была удобоприступною, как друг, и гордый ум смиряла высотою истин и глубиною чувств». За эти книги святителя Игнатия называют Отцом современного иночества.

Чуть более 60 лет прожил святитель на земле. В его жизни не было ни славы, ни богатства, ни простого покоя, что так щедро предлагал ему мир. Но ему удалось помочь осмыслить современникам их земную жизнь разделить их радости и горести.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году святитель Игнатий был причислен к лику святых. Его святые мощи духовенством Ярославской епархии были обретены в разрушенном Николо-Набаевском монастыре (сейчас возрождается) и перенесены, в Толгскую, тогда только открывшуюся обитель, где милостию Божией и почивают.


Возврат к списку новостей
Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога