Военно-патриотическое воспитание
Контактная информация

Адрес: 
195271, Санкт-Петербург,
Кондратьевский пр., д. 75, корп. 2

Тел./факс:
+ 7 (812) 412-57-88
Референт – Анна Кузнецова    

Электронная почта:
anb@delorus.com 








 
АлександроНевское братство


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Error: Incorrect password!
10.12.2009

Александр Невский - Солнце Земли Русской

МИНИСТЕРСТВО   ОБОРОНЫ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский     кадетский     ракетно-артиллерийский     корпус

 

 

 

Гусакова Виктория Олеговна

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

Занятия по теме: «Путешествие в святую Русь.

 Александр Невский ― Солнце земли Русской»

 


 

Визуальный ряд к занятию


Санкт–Петербург, 2009.

Путешествие в Святую Русь. Александр Невский — Солнце Земли Русской

князь Александр — побеждал, но был непобедим

Повесть о житии Александра Невского

Пояснительная записка

Трудно переоценить роль святого благоверного князя Александра Невского в судьбе России. Для своей Отчизны он стал защитником и молитвенником, хранителем земель и веры. По значимости дел и подвигов князя Александра можно смело поставить в один ряд с Всероссийскими святыми: равноапостольным Владимиром и Преподобным Сергием Радонежским, доблестными военачальниками: Александром Суворовым и Федором Ушаковым. В нем органично сочетались отвага и великодушие, мудрость и добродетельность, святость и благородство.

Возможно поэтому, исторические коллизии, потрясавшие Россию, не умаляли почитание Александра Невского, а лишь, в зависимости от политики, усиливали одну из сторон его многогранного подвига. Если в Древней Руси, Александру Ярославовичу молились как святому угоднику, предстоящему Престолу Божьему, то с петровских времен его больше славили как мудрого правителя, а в советский период — как отважного полководца, не знавшего поражений.

Святой Александр Невский был попечителем всей Русской земли. Если подробно рассмотреть все направления, по которым ступал св. Александр, то кольцо его маршрутов охватить всю Русь.  

Заслуги святого князя Александра Невского не сводимы к перечисленным достоинствам. Они необозримо широки. Возможно, поэтому всенародное почитание князя очевидно и сегодня, когда оно ярко проявилось в провозглашении Александра Невского — именем России.

Дела и ратные подвиги Александра Невского не только прославили его в истории, но и стяжали ему венец святости, а его имя сегодня может служить лучшим примером в воспитании молодежи. 

Цель занятия: дать кадетам знания об Александре Невском, в форме воображаемого паломничества[1], путем знакомства с местами, освященными его подвигами, и показать значимость его дел в судьбе России.

Методическая цель: продемонстрировать преимущества нового метода «от слова к образу», позволяющего рассмотреть широкий круг образовательных и воспитательных вопросов, познакомиться с обширным теоретическим и иллюстративным материалом и на его основе «воссоздать» образ изучаемой эпохи, задействовать всех учащихся и дать им возможность проявить эрудицию и творческие способности.

Задачи занятия:

Создание условий для наилучшего восприятия учащимися изучаемого материала (ясность и четкость изложения, концептуальность, структурированность, расстановка акцентов, наглядность);

Стимулирование заинтересованности у обучаемых рассматриваемой темой, побуждение их к анализу событий из русской истории и, как результат, созданию «образа эпохи» на уроке;

Формирование системы знаний об Александре Невском, как о национальном герое и русском святом, знаменательных личностях его эпохи, районах Древней Руси, где происходили события, отражающие житие и подвиги прославленного князя, и культуре того времени. 

Расширение понятийного аппарата этических и морально–нравственных категорий;

Развитие мыслительных способностей и творческого потенциала, повышение общекультурного и духовного уровня обучаемых; 

Воспитание патриотического отношения к своей Родине и уважения к подвигам предков ― важных компонентов духовно-нравственного процветания общества.

Принцип отбора и организации изучаемого на занятии материала

Отбор и содержание материала обусловлены возрастными особенностями обучаемых (9 класс); задачами среднего общего образования; военно-патриотической направленностью учебного заведения, особенностями духовно–нравственного состояния современного общества, остро нуждающегося в новых идеалах.

Междисциплинарные связи

Вопросы, освещаемые на данном занятии, требуют привлечение знаний по следующим предметам: история, литература, МХК, физическая география

Учебно–материальное обеспечение

Мультимедийная установка, музыкальный центр.

Методические указания для проведения занятия:

Урок проходит в форме воображаемого паломничества с элементами театрализации. Он предусматривает проведение подготовительной исследовательской работы самими обучаемыми, в которой преподаватель выполняет функции консультанта. Уровень подготовки учащихся предполагает их осведомленность вехами русской истории XIII в.

Поэтому первоначально учащимся необходимо освежить в памяти изученный ранее материал, обогатить его новыми знаниями из исторической, агиографической, научно–популярной литературы. На втором этапе, после ознакомления с рекомендуемыми преподавателем источниками, учащиеся получают творческое задание: составление сценария урока, целью которого является наиболее полное отражение «образа эпохи» и «образа героя». Форму сценария (пьеса, поэма, драма, интермедия) учащиеся выбирают самостоятельно.

 

 

Литература:

Основная:

1.     Житие Александра Невского. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т.5. XIII век. /Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2005. С.358―369.

2.     Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2003.

3.     Беляев Н.И. Александр Невский. М., 1951.

4.     Гусакова В.О. Земное и небесное воинство. Духовно–нравственные традиции Российской армии. СПб., 2007.

5.     Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. СПб.: Аврора, 2007.

6.     Нечволодов А. Сказания о Русской Земле. Репринт. СПб., 1913. Т.1. СПб., 2003; Т.2. М., 1991.

Дополнительная:

1.     Великий князь Александр Невский /Подробное жизнеописание М.И. Хитрова. М., 1893.

2.     Караев Г.Н., Потресов А.С. Загадка Чудского озера. М.: Молодая гвардия, 1976.

3.     Костомаров Н.И. Князь Александр Невский // Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга 1. Вып.1: X―XIV столетия. М.: Книга, 1990. С.153―170.

4.     Соколов Александр (митрофорный протоиерей). Святой витязь земли Русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославовича невского. Нижний Новгород, 2008.

5.     Соколов Ю.Ф. За землю Русскую (К 770-летию со дня рождения Александра Невского) // Подписная научно-популярная серия «Защита Отечества». № 6. М.: Знание, 1990.

6.     Солнце Земли Русской. Историко-художественное повествование о жизни и подвиге святого великого князя Александра Невского. Сборник. М.: Сибирская благозвонница, 2007.

7.     Шишов А.В. Александр Невский. Ростов-на-Дону, 1999.

Интернет-ресурсы: a-nevskiy.narod.ru; culture.pskov.ru; www.xxc.ru; lavra.spb.ru

Электронный ресурс: CD «Древности Российского государства. ГИМ».

Музыкальное сопровождение: CD «Павел Чесноков. Духовное наследие»: Херувимская песнь, Совет превечный, От юности моея.

CD «Gregorian chants»: Rectssional». 

CD «Похвала Русским Святым»: Стихира святому благоверному великому князю Александру Невскому. Глас 8-й.

Иллюстративный материал (в порядке представления его на уроке):

1.     Купола Софийского собора в Новгороде. Фото Гусаковой В.О.

2.     Александр Невский. Фрагмент Памятника 1000-летию Крещения Руси. Новгород.

3.     Спасо–Преображенский собор в Переяславле–Залесском; силуэт памятника Александру Невскому (Скульптор С. Орлов, архитектор Л.Капица). Фото Гусаковой В.О.

4.     Каменный иконостас Спасо–Преображенского собора.

5.     Изображение Ярослава из Царского Титулярника (XVII в.), икона «Александр Невский» (XIX в., Рязан. худож. музей).

6.     Миниатюры из Лицевого летописного свода (1560―1570 гг.)

7.     Рисунки Ф. Солнцева из книги «Древности российского государства» (М., 1846―1853).

8.     Вид на Новгородский Кремль. Фото Гусаковой В.О.

9.     Икона «Александр Невский». ХХ в. Свято–Троицкий собор Александро–Невской лавры.

10.Эфесская икона Божией Матери.

11.Памятник Александру Невскому (Скульптор В.Э. Горевой) в Усть–Ижоре. Фото Гусаковой В.О.

12.Икона «Борис и Глеб» XIV в., ГРМ.

13.Росписи Большого Кремлевского дворца.

14.Икона «Святые Борис, Александр Невский и Глеб» XIX в., частное собрание.

15.Миниатюра из Апокалипсиса Тевтонского ордена. XIV в.

16. Памятник дружинам Александра Невского в Пскове (скульптор И.И. Козловский). Фото Гусаковой В.О.

17. Церковь Иоанна Предтечи в Пскове. XIII в. Фото Гусаковой В.О.

18.Памятный крест на Чудском озере.

19.Церковь Спаса на Нередице и фрагмент росписи XIII в. Фото Гусаковой В.О.

20.Фисенко Е.И. Хромолитография «Александр Невский». 1906 г.

21.Батый. Китайский рисунок . XVIII в.

22.Шамшин П. Александр Невский. 1855 г.

23.Васнецов В.М. Александр Невский. Икона для Владимирского собора в Киеве. 1185―1896 гг.

24.Васнецов В.М. Иоанн Грозный. 1897 г. ГТГ.

25.Александр Невский. Мозаика. Спасо–Преображенский Валаамский монастырь. Вторая половина XIX в.

26.Натье Ж.–М. Портрет Петра I.

27.Мироненко Д. Икона «Александр Невский» Александро–Невская лавра. ХХ в.

 

 

 

Ход занятия и расчет времени:

Вводная часть (5 минут):

Приветствие, проверка личного состава взвода, объявление темы урока и занятия.

Основная часть (35 минут):

Урок развивается по заранее составленному кадетами сценарию

Сценарий урока

Учитель (ко всем учащимся): давайте вспомним, что нам известно об Александре Невском и попробуем совершить воображаемое паломничество по местам его ратной славы. Как вы думаете, какой источник мог бы служить нам путеводителем?

Кадет: Я обнаружил в книгохранилище интересную рукопись. Она называется так: «ЗАПИСКИ БОГОБОЯЗНЕННОГО ИЖОРЦА ПЕЛГУСИЯ, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ФИЛИППА, ИЖЕ ПРИ СЛАВНОМ КНЯЗЕ АЛЕКСАНДРЕ СТАРЕЙШИНЕ, СМИРЕННОМ ИНОКЕ ВЛАДИМЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ.

Учитель: давайте их почитаем!

Кадет: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия! Я, жалкий многогрешный и недалекий умом, осмелюсь описать житие святого князя Александра. Был я свидетелем честной и славной жизни его. Прост я умом, но все же начну…

 Князь Александр ведет род от славных русских мужей: по отцу от мудрого Владимира Мономаха, сильного Юрия Долгорукого и доброго Всеволода, а по матери от Ростислава Набожного, святого Мстислава Храброго и Мстислава Удалого. Богоугоден сей род!

Князь Александр родился от милосердного и кроткого князя Ярослава и от Феодосии в Переяславле Залесском.

Кадет: Крестили княжича в Спасо–Преображенском соборе в Переяславле. Через три года здесь состоялись его постриги. Было это так. Князь, княгиня и княжич Александр степенно вошли в высокие врата церковные. Трижды перекрестились. Впереди ― дивный иконостас, озаренный лампадами и свечами! Их встретил епископ Спиридон, облаченный в золотые ризы. Он подвел Александра к престолу и усадил на высокую подушку. Старец произнес: «Учиним сей обряд, как пращуры наши чинили». Он постриг локоны на голове ребенка и сложил их на поднос. Зазвучало ангельское пение.

Звучит: П. Чесноков «Херувимская песня», фрагмент (4.13)

После отец вручил сыну меч и сказал: Боже! Дай Александру силу и мужество, а мечу его твердость на одоление врагов Христовых. Будь князем, как подобает Мономашичам, к врагам грозен, а к народу милостив! Блюди и стереги Русскую землю!»

Учитель: Кого подразумевал Ярослав под Мономашичами?

Кадет: наследников князя Владимира Мономаха, написавшего в 1117 г. «Поучение». В нем он указал, что исполнение христианского долга превыше всего: князь должен быть милостив, гостеприимен, мужественен, избегать лености.

Кадет: «Кроток и тих был Александр из детства. Он избегал тщеславия и всякой неправды, и всем и коемуждо помогал. Дядька, боярин Федор Данилович обучал княжича ратному делу на мечах и на кулачках. Он приговаривал: «Не теряйся княжич, смотри на ворога смело!» Одев шлем и кольчугу, учился Александр воинской премудрости: владению щитом, боевым топориком, да секирою, рогатицей, сулицей, кистенем да засапожным ножом».

Учитель: Что же это такое?

Кадет: Облачение русского воина состояло из кольчуги–рубахи до колен, весом 8 кг, панциря и лат. Кольчуга защищала от стрел и ударов меча. На голову надевали шишака и шлемы (шоломы). Шлем предохранял от удара меча и палицы, которыми ошеломляли противника (отсюда название шлем). Форма шлема напоминала купол храма, в котором изографы писали образ Христа. Поэтому шлем знаменовал, что голова ратника находится под защитой Бога. В вооружение витязя входило:

секира – топор на длинной рукоятке;

сулица (русский дротик). Он снабжен острием и тонкой ручкой. Сулицу бросали или кололи ей неприятеля в  ближнем бою.

рогатина (оскеп) ― разновидность копья, меч на древке (наконечник рогатины — широкое плоское лезвие с перекладиной — и есть те самые «рога»);

кистень представляет гирьку (достаточно тяжёлую, костяную, железную или каменную) соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью; название происходит от кисти руки, на которую надевалась петля кистеня (темляк) во время боя;

засапожный нож назывался так, потому что его носили за голенищем сапога.

Кадет: «Славен и богат Господин Великий Новгород. Главная его святыня – пятикупольная София, а где Святая София – там и Новгород! В ее куполе – Спас Вседержитель. Когда царьградские иконописцы писали десницу Божию был им глас с неба: “Писари, писари! Не пишите Меня с благословляющей десницей, но пишите сжатую: Аз бо в сей руце держу Новгород, а когда рука Моя распрямится, тогда будет граду сему скончание”. Не раз вольные новгородцы изгоняли князя, говоря: “Княже, ты – собе, а мы – собе!”. Но Ярослава они позвали сами, ибо много пакостила им Литва...».

Учитель: (пояснение) Первый поход против Ливонских рыцарей на крепость Дерпт (русский город Юрьв) Александр совершил вместе с отцом в 1234 г.Затем Ярослав посадил Александра княжить в Новгороде.

Кадет: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, сила — часть силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, а храбрость царя римского Веспасиана… князь Александр — побеждал, но был непобедим. В Новгороде князь поучал людей: “Чада и Братия!.. Творите милость... Виновных простите..., убогих – милуйте… довольствуйтесь своим и совет имейте… Остерегайтесь насильничать и не обижайте подданных вам, праведный суд творите, не мстя со рвением никому”. Бояре на сим крест целовали и громко кричали: “Ты наш князь”. Узнал про это именитый муж Запада и пришел, желая видеть князя. Звали его Андреаш фон Фельвен. Повидав Александра, он вернулся к своим и сказал: “Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей. Подобно светлому ангелу увидел я его”. А король Римской страны подумал: “Пойду и завоюю землю Александрову”».

Учитель: А что было дальше?

Кадет: «Заслал Александр сватов к дочери полоцкого князя, Александре Брячиславовне, а в 1239 г. чини Александр кашу в Торопце и в Новограде»

Учитель: Что означает «чини кашу»?

Ответ: справлять свадьбу. «Благословили молодых Эфесской чудотворной иконой Богоматери, той, что апостол Лука написал, а Ярослав напутствовал: “Борони Русь, сыне, скоро пожалуют гости незваные, латинские”. И построил Александр засечную черту со рвами и городами по реке Шелони, а русичи доспешные ходили…»

Учитель: Так появилась укрепленная линия Псков ― Шелонь ― Селигер ― Торжок ― Торопец ― Старая Русса, называемая оплечьем Новгорода.

В 1237 г. папа Григорий IX утвердил объединение двух орденов Тевтонского и меченосцев, а в 1238 г. папа и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальц подписали секретный договор об организации крестового похода на Русь.

Кадет «Настал 1240 год!»

Выходит с плакатом: «Объявляю крестовый поход на Святую Русь! Папа».

Зачитывает: «Булла папы Римского Григория IX королю: “Мы предписываем, брат наш, побудить католических мужей в Шведском королевстве, чтобы они мощно напали на русских варваров!” И наполнил король корабли полками, и  двинулся с огромным войском на Новоград, пылая духом ратным… И пришел на Неву, и отправил послов к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я разоряю землю твою”.

Учитель: Кто скрывается под именованием «король»?

Кадет: ярл Ульф Фаси.

«Александр, услышав се, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени, молился  со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ... Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. Выйдя, князь ободрял дружину: “Не в силе Бог, но в правде… Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; не убоимся множества ратных, яко с нами Бог! ”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь большого войска, уповая на Святую Троицу. И выступил в воскресенье 15 июля…».

Кадет (изображает Пелгусия): «И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий…

Поручили мне нести ночной дозор на море. Всю ночь я провел без сна. Стоял я на берегу, наблюдая за путями и вражескими станами. Когда же начало всходить солнце, услышал я шум воды и увидел челн, плывущий по морю, и стоящих посреди челна святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру”. Увидев такое видение и услышав слова мучеников, затрепетал я и побежал к князю моему, и поведал ему одному о видении. Князь же сказал мне: “Не рассказывай этого никому”.

Кадет: «Утром 15 июля 1240 г., в день памяти князя Владимира Крестителя Руси, в 6-м часу, Александр поспешил напасть на врагов…И была сеча великая с римлянами. И перебил их князь бесчисленное множество, а на лице короля оставил след острого копья своего».

Учитель: история сохранила именашести славных мужей, проявивших себя в Невской битве. Что о них пишет Пелгусий?

Кадеты (читают по очереди): «Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек. И, увидев королевича, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали враги, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Звучит: П. Чесноков. От юности моея, фрагмент (3.40)

Кадет: «Победи врагов на реке Неве, князь Александр возвратился с победою! И прозвал народ его — Александр Грозные Очи, Александр Грозные Плечи, Александр непобедимый, Александр Невский!»

Учитель: в 1240—1241 гг. Изборск пал, крестоносцы захватили Водскую пятину и построили крепость Копорье.

Кадет: «Князь же Александр взял крепость на щит и разрушил ее, а врагов в полон увел, а иных, помиловал и отпустил, ибо был безмерно милостив, а сердце имел, аки лев. А немцы захватили Псков и хвастались: “Покорим себе словенский народ”. И сказал Александр войску своему: “Умрем за Святую Софию и вольный Новгород! Умрем за Святую Троицу и вольный Псков. Нет у русичей нет судьбы иной, чем боронить землю русскую!”. Воины ответили ему: “О княже наш, славный! Пришло время положить головы свои за тебя”. И расположил Александр войско на Узмени, у Воронея камени. Была суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск ломающихся копий и звон от ударов мечей.И двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. И видел я Божье воинство в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И прославил Бог Александра пред всеми полками победой!»

Кадет (рассказывает о боевом порядке войск Александра Невского и немецких рыцарей): Русские вели бой в составе копий. Копье – низшая тактическая единица, состоявшая из «мужа» — дружинника и его оруженосцев и слуг – «седельников» и «кощеев». Каждое копье сражалось в тесном взаимодействии с другим копьем. Копья составляли полки. У Александра Невского было 3 полка: чело или срединный полк, полки правой и левой руки. Впереди — легкие полки – сторожа и выбрасываемый вперед передовой полк стрельцов. В резерве — засадный полк. Численность полка — 2 сотни. Русские вели наступление «стеной», развернувшись в одну линию. Засадный полк завершал исход боя ударом свежих сил. Для фуражировок выделялись мелкие отряды «зажития», а управление всем войском осуществлялось движением стягов – полковых и отрядных знамен.

Боевой порядок рыцарей составлял клин или «свинью»: в голове ― от 4 до 10 рыцарей, в каждом последующем ряду на 2 рыцаря больше. Так клин расширялся. Клин состоял из опытных и хорошо вооруженных рыцарей. В центре шли отряды кнехтов ― наемных пехотинцев незнатного происхождения, вспомогательные войска и оруженосцы. Обмундирование рыцаря состояло из тяжелых доспехов, мечей, палиц, кинжалов. Рыцарь вел бой на коне. Его оруженосец имел щит, которым защищал не только себя, но и рыцаря, а также лук и арбалет. В тылу находились магистр и командоры. Тактика свиньи заключалась в прямом ударе в уязвимое место противника, сокрушении его центра, рассечении на части и уничтожении их. Слабые места свиньи в том, что после удара, построение войска рассыпалось.

Отсутствие единства было самым крупным недостатком, как в организации войска, так и в духовном плане та, как они не имели Родины и праведной веры.

Учитель: Победа на Чудском озере положила конец 500-летнему натиску римской империи на восток «Дранг нах Остен», начатому Карлом Великим против славян. Что же было дальше?

Кадет: «В 1246 г положил душу своя в Орде князь Ярослав. Горько оплакал Александр смерть отца. И украсил он фресками в память его церковь Спаса на Нередице». На фреске князь Ярослав изображен в рост, в княжеском одеянии. Он преподносит Христу церковь. Это символизирует сопричастность Богу и отца и сына. Между фигурами Христа и Ярослава надпись: “О, боголюбивый князь, Второй Всеволод! Злых обличал, добрых любил, живых кормил. О, милостивец, кто может воспеть твои добродетели!”».

Кадет: «Был в Восточной стране царь, которому покорил Бог многие народы. И навел Бог на Русь этого царя, не щадящего красоты.Разрушил он церкви, потоптал святыни… Усеял землю трупами наших отцов и братьев, увел наших жен и детей в полон… И прослышал тот царь о славе Александра и сказал: “Александр что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди ко мне и увидишь славу царства моего”».

Кадет (поясняет): Пелгусий имеет в виду хана Батыя, к которому в 1247 г. в Сарай и Каракорум ездил Александр Невский. Монголы принуждали его поклониться огню и кусту, но князь отверг языческих идолов. Он сказал, что твари кланяться не будет, но Батыю, как царю, которого Бог почтил царствием, окажет почесть.

«И увидел царь Александра, и поразился, и сказал: “Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему”. И отпустил Александра. А на меньшего брата его, Андрея, послал воеводу Неврюя разорить его землю — град Владимир. Но Александр отстроил град, воздвиг церкви и собрал людей в их дома. И наполнил Бог землю Александра богатством и славою».

Кадет: «В лето 1248 г. пришли к Александру послы от папы Иннокентия IV со словами: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе двух умнейших кардиналов Гальда и Гемонта, чтобы слушал ты речи их о Законе Божьем”. Князь Александр подумал с мудрецами своими и написал ответ: “От Адама до потопа, от потопа до Христова рождества, от рождества Христова и до воскресения, от воскресения же его и до Первого собора и Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем”. Они же возвратились восвояси».

Далее записки обрываются

Учитель: Пять поездок совершил князь Александр в далекую Орду. Благодаря его мудрой политике, русский народ избежал унизительного для него рекрутского набора в татарское войско.

Кадет: «Великий князь Александр возвратился из Орды, дошел до Нижнего Новгорода и занемог. Прибыв в Городец, он разболелся. О горе мне! Как описать кончину князя своего! И в гроб бы сошел с ним! Оставил Александр царство земное и стал монахом. И Богу дух свой предал месяца 6 декабря. А митрополит Кирилл сказал: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Русской”. А народ закричал: “Уже погибаем!”.Положили тело его в церкви Рождества Богородицы во Владимире. И было чудо!

Кадет (рассказывает): Когда митрополит Кирилл хотел разжать руку князя, чтобы вложить духовную грамоту, князь, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита.

«И так прославил Бог угодника своего. 1280 год от Рождества Христова. Аминь»

Звучит «Похвала Русским Святым»: Стихира святому благоверному великому князю Александру Невскому. Глас 8-й.

Учитель: Кто знает, когда Александр Невский был причислен к лику святых?

Кадет: при Иоанне Грозного и митрополите Макарии на Московских соборах в середине XVI в.

Учитель: Где сейчас находятся мощи святого Александра Невского?

Кадет: в Троицком соборе Александро–Невской лавры. В 1710 г. Петр I основал Александро–Невский монастырь, а в 1724 г. перенес в него мощи святого князя. Тем самым государь желал освятить новую столицу России. Себя Петр видел продолжателем дел своего великого предка, князя Александра, в борьбе со шведами. Незадолго до основания монастыря в 1709 г. Петр одержал окончательную победу над шведским королем под Полтавой.

Учитель (ко всем учащимся): давайте рассмотрим карту России и отметим на ней города и местности, которые посетил Александр Невский (слайд). Можно сказать, что вся Русская земля была освящена его подвигами.

 Подумайте и напишите в тетради, за какие достоинства народ возлюбил святого благоверного князя Александра Ярославовича и почитает его до сих пор?

Звучит П. Чесноков. «Совет превечный»  (3.43)

Заключительная часть (5 минут):

Выставление оценок. Завершение урока.

 

 

 

 

Начальник цикла «Культура, искусство, музыка, пение и танцы»

Кандидат искусствоведения                                                     Гусакова В.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список городов и районов из «ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА»

святого АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

 

  1. Переяславль–Залесский. Рождение Александра Невского. 30 мая 1220 г.
  2. Новгород. 1226 г.
  3. Переяславль–Залесский. 1229 г.
  4. Новгород. 1230 г.
  5. Дерпт (Юрьев) военный поход против ливонских рыцарей. Зима 1234 г.
  6. Новгород. 1234 г. 
  7. Торопец. Свадьба. 1239 г.
  8. Новгород. Свадебный пир. 1239 г.
  9. Усть–Ижора. Невская битва со шведами. 15/28 июля 1240 г.
  10. Переяславль–Залесский. Ноябрь 1240 г.
  11. Новгород. Зима–весна. 1241 г.
  12. Копорье. Срытие вражеской крепости. Осень–зима. 1241 г.
  13. Псков. Изгнание немцев. Декабрь. 1241 г.
  14. Чудское озеро. Ледовое побоище. Победа над ливонскими рыцарями. 5/18 апреля 1242 г.
  15. Победы над литовцами под Торжком, Торопцом, Бежичами, Витебском, Усвятом и близ озера Жизец.
  16. Владимир. Съезд князей. 1247 г.
  17. Новгород. 1247 г.
  18. Первая поездка в Сарай и Каракорум. 1247―1249 гг.
  19. Владимир. 1249 г.
  20. Новгород. 1250 г.
  21. Вторая поездка в Сарай. Май–август, 1252 г.
  22. Владимир, Суздаль. Восстановление городов после нашествия Неврюя. Осень 1252 г.
  23. Новгород. Подавление восстания.1255 г.
  24. Псков. Отражение немецких рыцарей. 1253 г.
  25. Река Нарова. Отражение шведов. 1256 г.
  26. Южная Финляндия. Поход на тавастов. 1256 г.
  27. Третья поездка в Орду. 1257 г.
  28. Новгород. 1258 г. Перепись населения 1859 г.
  29. Владимир. 1260 г.
  30. Четвертая поездка в Орду. 1262—1263 гг.
  31. Феодоровский монастырь в Городце–на–Волге. 1263 г. Кончина благоверного князя Александра Невского.
  32. Владимир. Рождества Богородицы монастырь. 1263 г.
  33. Санкт–Петербург. Александро–Невский монастырь (ныне лавра). 1724 г.  

 



[1] Форма воображаемого паломничества избрана не случайно. Паломничество, в отличие от путешествия, позволяет ощутить незримое присутствие святого на земле. В воображаемом паломничестве на уроке важной задачей является максимально возможное воссоздание образа эпохи для наиболее эффективного представления об изучаемом периоде русской истории и культуры и ее лучшим представителях – святых.




АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ― СОЛНЦЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Размышления кадет Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса по итогам урока 7 декабря 2009 года.

 

Александр Невский очень любил свой народ и много для него сделал…

Заманский И.

 

Его подвиги вдохновляют. Он все держал в своих в руках. За все был ответственным; старался сделать много добра для своего народа и только.

Ганский А.

           

Вся жизнь Александра Невского ― подвиг. Он столько сделал для своего народа, сколько не сделал ни один князь. Много раз он защищал Русскую землю от врагов и не проиграл ни одного сражения.

Александр Невский — мужественный, смелый и праведный.

Подвигу Александра Невского мы должны отдавать почет.

Ленченков О.

 

Александр Невский выполнил завет своего отца «боронить Русскую землю». Победы Александра Невского говорят о том, что он имел поддержку святых.

В честь Александра Невского был назван велики полководец Александр Суворов, который одержал много побед и,как его небесный покровитель, не знал поражений.  . 

Кухаренко М.

 

Для меня Александр невский всегда будет примером мужества.

Гапоненко А.

 

По-моему мнению, житие святого благоверного князя Александра Невского читается моими современниками как один из важных исторических документов, прославляющих великих русских воинов.

Для меня Александр Невский всегда будет примером верности долгу и мужества

Редькин Ф.

 

Князь Александр Невский — святой человек. Он герой не только своего времени. Но и современности. Люди нашей огромной страны помнят и чтут заслуги и подвиги Александра Невского. Вспоминая его сражение со шведами, «Ледовое побоище» и многие другие дела, можно сказать, что он много сделал для Руси. Не будь его, не знаю, как бы мы сейчас жили.

Я горжусь, что у нас есть такой великий герой, как Александр Невский. Я хочу, чтобы его образ никогда не увядал в наших сердцах.

Чернецов А.

 


Возврат к списку

Новости ДЕЛОРУСа
Православный календарь



Церковнославянский семинар  Русская Православная Церковь Уральский институт бизнеса им. Ильина Русская народная линия
 
Изборский клуб

   Родная Ладога